За последние годы участились случаи, когда при аннуляции ранее оплаченного тура туристы отказываются забирать у ТА частично возвращенную туроператором сумму с учетом вычета ФПР. При этом, недовольные путешественники обращаются в суд, где требуют с агентства не только 100%-ю стоимость путевки, но и пени, штраф, моральный вред и судебные расходы.

 

 

Как рассказал порталу TRN ведущий юрист компании «Байбородин и партнеры» Владимир Казак, в большинстве случаев при отказе туриста от забронированного туристского продукта туроператоры осуществляют возврат денежных средств за минусом фактически понесённых расходов. При этом сумма возврата может быть намного меньше суммы, полученной турагентством от туриста и перечисленной турагентом туроператору.

«Получив от турагента уведомление о готовности осуществить возврат денежных средств, туристы часто заявляют об отказе получить сумму, озвученную турагентом, и не совершают шагов, направленных на получение денежных средств от турагентства», — говорит юрист.

По словам г-на Казака, в случае, если оплата была произведена безналичным путём, тургентства имеют возможность, не дожидаясь согласия туриста, осуществить возврат денежных средств на лицевой счёт туриста, оплатившего денежные средства, и избежать взыскания неоспариваемых сумм через суд.

«Однако при наличном расчёте, когда у турагента нет данных о счёте туриста, турагент становится заложником так называемого туристского вымогательства», — подчеркивает юрист.

Так, по словам эксперта, теперь туристы все чаще подают исковые заявления, в которых требуют взыскать с турагента стоимость туристского продукта, неустойку, моральный ущерб и штраф за невыполнение требований потребителя. Исковое заявление подаётся, как правило, через несколько месяцев после подачи претензии турагенту,

«Суды, исходя из судебной практики, привлекают в качестве соответчика или третьего лица туроператора, который в судебном заседании представляет суду доказательства расходов, связанных с аннуляцией туристского продукта, и документы о своевременном перечислении денежных средств турагенту. В результате суд выясняет что деньги, причитающиеся туристу и подлежащие взысканию, находятся длительное время у турагента, и выносит решение взыскать сумму, которую турагент и так был готов вернуть, с турагента, а также пени, штраф, моральный вред и судебные расходы. Причём размер штрафа, пени морального вреда и судебных расходов судья определяет исходя из личной позиции. Это может быть и как максимальная сумма, предусмотренная действующим законодательством, и чисто символическая, так как судья не имеет правовых оснований для отказа в удовлетворении требования потребителя о взыскании штрафа, пени морального вреда и судебных расходов. При чём, даже если турагент сделал попытку перевести денежные средства туристу почтовым переводом, а турист их не стал получать, при этом деньги были возвращены на счёт турагента, судьи часто не видят оснований отказать в требованиях, заявленных потребителем», — рассказал собеседник TRN.

На этом фоне возникает вопрос: как поступить в данной ситуации турагенту, чтобы избежать денежных потерь? По словам Владимира Казака, в этом случае есть два варианта:

1. В письме туристу указать сроки получения денежных средств, причём это должны быть достаточно короткие сроки, и, в случае если турист за деньгами не пришёл или заявил об отказе получить денежные средства, положить неоспариваемую турагентом сумму на депозит нотариуса. О внесении денежных средств на депозит нотариуса турагент уведомляет туриста. В данной ситуации суд считает, что турагент свои обязательства по возврату денежных средств перед туристом выполнил. Минус данного варианта — придётся побегать в поисках нотариуса, который готов принять денежные средства на депозит, и может случиться так, что в небольшом городе такого нотариуса не найдётся. Нотариусы заявляют, что они не оказывают данную услугу. Это один момент. А второй момент за данную услугу придётся заплатить, причём стоимость данной услуги составляет около 10 000 рулей.

2. Внести денежные средства (неоспариваемую сумму) на депозит судебного департамента. При этом в назначении платежа Вы указываете «Возврат неоспариваемой суммы по заявлению Ф.И.О. (туриста) по „Договору о реализации туристского продукта № ___“ от ЧЧ.ММ.ГГГГ». О факте внесения денежных средств на депозит судебного департамента турагент уведомляет туриста. В данной ситуации суд считает, что турагент свои обязательства по возврату денежных средств перед туристом выполнил. Минус данной процедуры — нужно точно знать реквизиты для внесения денежных средств на депозит суда. При этом не все специалисты в судах знают эти реквизиты. Плюс данного способа — расходы на внесение денежных средств на депозит судебного департамента составляют стоимость банковского перевода.

«При этом руководитель турагентства должен понимать, что затягивать процедуру по внесению денежных средств на депозит нотариуса или судебного департамента не стоит, так как сроки исполнения обязательств по возврату денежных средств, определяются на депозит нотариуса или судебного департамента», — заключил эксперт.

Источник