Различные нововведения, направленные на обеспечение безопасности туристов, напрямую касаются туроператоров…

При этом возлагать риски и ответственность только на туроператора в условиях, когда любой турпродукт формируется на стыке множества отраслей, просто нерационально, считают участники рынка.

Ответственность за туриста должна быть рационально разделена между туроператором, его партнёрами и властями, которые должны предпринимать необходимые меры для решения проблем на туристическом рынке

16 мая в Москве состоялся Международный форум «Безопасность туризма», в котором приняло участие более 40 специалистов в области обеспечения безопасности туристических объектов и услуг, а также представители государственной власти.

Одной из ключевых тем форума стал вопрос о возможностях туроператора и о его влиянии на безопасность создаваемого им туристического продукта. Дискуссия разгорелась в ходе обсуждения предстоящих изменений в сфере безопасности при классификации гостиниц и лицензирования автобусных перевозок детских групп.

Напомним, что с 1 июля 2019 года вступает в силу обязательная классификация для всех объектов размещения, чей номерной фонд превышает 50 номеров, а с 29 июня 2019 года к транспортным компаниям и организаторам перевозок, выполнившим требования безопасности по 389 ФЗ, будут применяться санкции и штрафы. Они могут доходить до 400 тысяч рублей и даже приводить к конфискации транспортного средства.

Эти перемены, которые потенциально могут нанести определённый урон всей отрасли, по мнению представителей турбизнеса, в очередной раз могут сделать туроператора «крайним» в неизбежно возникающей проблемной ситуации.

«По закону о защите прав потребителя и Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта именно туроператор несёт практически всю ответственность за предоставление безопасных и качественных услуг туристу. Но решать проблему той же безопасности за счёт только туроператора просто невозможно», – уверен Александр Сирченко, заместитель генерального директора по работе с органами власти и коммуникациям туроператора TUI Россия.

По словам г-на Сирченко, туризм функционирует на стыке более 50 смежных отраслей, и каждый из этих элементов достаточно независим друг от друга. Например, туроператоры могут влиять на транспортную или финансовую безопасность перевозчика, но в случае с трагедией теплохода «Булгария» или банкротством авиакомпании «ВИМ-Авиа», основной негатив в прессе достался именно им.

«У нас очень большой опыт в организации туристической деятельности и создания турпродукта, и мы, разумеется, стараемся изменить ситуацию с безопасностью путём подбора более надёжного (с точки зрения обеспечения безопасности) партнёра, но мы всё равно не можем нести за него 100% ответственность», – подчеркнул он.

По его мнению, ответственность за туриста должна быть разумно и рационально разделена между туроператором, его партнёрами (принимающие и транспортные компании, средства размещения и питания и др.) и, разумеется, властями, которые должны реагировать и предпринимать необходимые, в т.ч. и профилактические меры для выявления проблемных участков на туристическом рынке. Каждый должен быть максимально ответственным за свою сферу деятельности.

Ужесточается и упорядочивается деятельность туристических агентств и туроператоров, но при этом никак не регулируется ответственность онлайн-платформ бронирования

О необходимости сегментирования рисков и ответственности говорили и другие участники форума. Их позиция состояла в том, что современный турпродукт «собирается» из многих составляющих, а поэтому ответственность должна пропорционально делиться между перевозчиками, отелями, гидами, проводниками-инструкторами, страховщиками и т.д.

Такой подход требует модернизации существующего законодательства, подчеркивали выступающие. Так, на форуме был приведён ряд примеров несовершенства существующего законодательства и нормотворчества в сфере туризма. По мнению участников рынка, сегодня налицо целые «провалы» в области государственного регулирования рынка – при наличии в отраслевом законодательстве и подзаконных актах множества устаревших норм и совсем актуальных, но в то же время сложно выполнимых требований.

Так, по словам г-на Сирченко, сейчас ужесточается и упорядочивается деятельность туристических агентств и туроператоров, но при этом никак не регулируется ответственность онлайн-платформ бронирования, которые как будто бы исчезают из существующего правового поля.

Упорядочить эту «виртуальную» деятельность очень важно, особенно в перспективе возможного перехода на систему электронных путёвок, когда вопрос получения и защиты персональных данных пользователей встанет как никогда остро.

Такая же проблема, по мнению г-на Сирченко, возникает и с финансовыми гарантиями турбизнеса.

Сейчас система страхования в туристической отрасли несовершенна, так как с одной стороны, как показывает практика, обеспечивает полную защиту туристов и полное возмещение их затрат из-за банкротства отдельных туроператоров, а с другой стороны, для добросовестных туроператоров размер сформированного Фонда персональной ответственности (ФПО) является ощутимым тормозом развития турбизнеса, так как значительные суммы ФПО добросовестных туроператоров оказываются фактически изъятыми из оборота и «замороженными».

«Получается, что необязательность исполнения закона одними компенсируется повышением жесткости требований к добросовестным туроператорам», – говорит эксперт.

Туроператоры хотят разобраться, в чьей компетенции находится решение того или иного проблемного вопроса

Своё мнение по поводу возможных путей решения проблемы разделения ответственности на туррынке высказал Александр Сирченко, заместитель генерального директора туроператора TUI Россия по взаимодействию с органами государственной власти и коммуникациям.

По его словам, для начала нужно выстроить постоянный диалог между всеми задействованными сторонами и выявить болевые точки современного турбизнеса. О них туроператоры говорят много, но, по-видимому, их стоит выделить ярче именно для регуляторов, чтобы разобраться, в чьей компетенции находится решение того или иного проблемного вопроса.

Во-вторых, нужно выработать «дорожные карты» по всем основным проблемным моментам – с точным пониманием, что, кем и за чей счёт делается в той или иной ситуации.

В-третьих, нужна государственная стратегия и комплексные меры по поддержке туризма через финансирование, организационную и информационную работу.

«Наконец, и это, возможно, самое важное, должно быть желание органов власти услышать туроператоров и поддержать те инициативы, которые исходят от туристического сообщества и туристического бизнеса в целом», – подчеркивает г-н Сирченко.

«Простой пример, – говорит заместитель генерального директора TUI Россия, – у нас есть порядка 90 эксклюзивных отелей в разных странах, которые работают по нашим условиям, в т.ч. условиям безопасности, и выполняют все требования. Но, к сожалению, этот опыт в большей степени международный, чем внутренний, потому что, как показывает практика, сейчас намного легче договориться с отельерами или транспортными компаниями за рубежом, чем решить какие-то вопросы внутри страны. В этом мы нуждаемся в помощи и содействии регулятора», – поясняет он.

Источник