Самолет "Победы" // Юрий Плохотниченко

Занимательный случай так называемого управляемого скандала приключился на нынешней неделе с авиакомпанией «Победа», именующей себя «низкобюджетной». Поводом послужило решение этого перевозчика отменить с 27 октября взимание сбора в 25 евро с пассажиров, не зарегистрировавшихся онлайн при вылете из зарубежных аэропортов. Однако этот явно положительный инфоповод внезапно стал отрицательным стараниями пиар-службы «Победы» и купившихся на ее версию СМИ, удивляется соб.корр. Travel.ru.

Решение об отмене сбора было продиктовано вердиктом российского суда, признавшего такой сбор незаконным. Напомним, что в течение года (с конца октября 2018 года) «Победа» требовала платить этот сбор при регистрации в аэропорту — при этом онлайн-регистрация на сайте компании зачастую не функционировала, что приводило к жалобам пассажиров, которых заставляли платить лишние 25 евро, и в итоге — к судебному разбирательству.

Казалось бы, перевозчик мог подать произошедшее в положительном ключе — пассажиры избавлены как от лишнего сбора, так и от лишних нервов в случае, если зарегистрироваться онлайн не удается. Однако «Победа» предпочла превратить положительный инфоповод в очередной скандал, заявив, что «вынуждена будет поднять цены для всех пассажиров рейсов из-за границы на 25 евро» (в другой версии — «в среднем на 40%»). Поразительно, но на эту не выдерживающую никакой критики версию купились практически все СМИ, осветившие тему, а также многие эксперты и прочие комментаторы.

Чтобы понять ошибку, достаточно вспомнить, что введение сбора год назад вовсе не привело к падению цен «Победы» на рейсы из-за границы ни на 25 евро, ни на 40% (и «Победа» ничего не заявляла тогда о подобном обвале тарифов) — просто части пассажиров пришлось платить лишние 25 евро. Ценообразование в авиаперевозках, как известно, является в подавляющем большинстве случаев лишь балансом спроса и предложения плюс реакцией на действия конкурентов, а вовсе не суммой неких фиксированных тарифов и сборов. Равным образом, если углубиться в иные случаи, не приводили к снижению цен отмена бесплатного багажа или ручной клади, появление несдаваемых билетов и тому подобное.

Точно так же и отмена сбора в 25 евро не приведет к повышению цен. Желающие могут лично проверить это, сравнив октябрьские и ноябрьские цены «Победы» — никакой видимой разницы между ними нет, и колебания обусловлены лишь ожидаемым или реальным спросом на билеты на конкретные даты и рейсы, праздничными датами, ценовыми акциями конкурентов и тому подобным.

Возможно, что у решения «Победы» превратить положительный инфоповод в скандал есть скрытая цель — например пролоббировать очередные выгодные компании изменения в законодательство, на этот раз в части регистрации на рейсы. Однако это вовсе не повод верить в мифические повышения цен на 25 евро, 40% и тому подобные дымовые пиар-завесы.

Пассажиров «Победы» можно поздравить с отменой одного из наиболее спорных и раздражавших всех сборов. Правда, то, как это сделано, оставляет мало надежды на отмену других проблемных сборов и правил «Победы».

Источник