В сентябре в Санкт-Петербурге пройдёт симпозиум Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI Cineposium), в рамках которого впервые в РФ приедут ведущие деятели кино со всего мира…

Объявление о том, что Петербург по итогам тендера получил право на проведение AFCI Cineposium, практически совпало с мировой премьерой финального сезона «Игры престолов». На протяжении 10 лет съёмки саги проходили в Испании, Исландии, Хорватии, Северной Ирландии, Марокко и других странах, где посещаемость локаций, которые «сыграли» в эпизодах шоу, выросла многократно. Только в одной Хорватии по местам съёмок сериала создано 5 туристических маршрутов.

Другой пример: серия фильмов про Гарри Поттера помогла увеличить посещаемость всех задействованных в съёмках локаций в Великобритании на 50%. Количество посетителей национального парка Сиднея, который «засветился» в боевике «Миссия невыполнима -2», увеличилось на 200%. Исторический блокбастер «Троя» принёс турецкому Чанаккале 73%-ный рост турпотока.

Россия в этом глобальном рынке кинотуризма сейчас фактически участвует. Как оказалось, многие кинопродюсеры даже не знают, что в российских городах есть возможность съёмок в павильонах, есть разнообразие природных ландшафтов и исторических локаций, а главное, что снимать кино в России – дешевле.

Санкт-Петербург станет конгресс-площадкой для обсуждения как снимать кино, как выбирать кинолокации, как совмещать кинобизнес и туризм

Донести всю эту информацию до кинопрофессионалов всего мира призван Синепозиум Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI Cineposium), который пройдёт в Санкт-Петербурге с 9 по 13 сентября 2019 года. Для понимания: предыдущие симпозиумы проходили в таких городах с киноисторией как Лос-Анджелес, Атланта, Барселона и Нью-Йорк.

Как рассказал на пресс-конференции председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Панкевич, в город на Неве осенью приедут представители киноиндустрии из более чем 50 стран мира. Это члены национальных кинокомиссий и продюсерских организаций, таких компаний, как Marvel Studios, The Walt Disney Studios, Netflix, HBO, Lionsgate, Warner Brothers, Youtube и др.

«Эти профессионалы будут говорить о том, где и как снимать кино, как выбирать кинолокации, как совмещать кинобизнес и туризм. Петербург может занять на этом рынке своё место, поскольку у нас много исторических и тематических локаций, мы можем выступать конгресс-площадкой для обсуждения этих процессов, и, наконец, мы можем придумать под кино правильный тематический продукт», — отметил г-н Панкевич.

Зимний и Юсуповский дворцы, Государственный Русский музей, Михайловский замок, достопримечательности пригородов Санкт-Петербурга станут экстерьерами и интерьерами города в зарубежном кино

На самом деле, у Петербурга есть небольшой опыт кинотуризма: сериал BBC «Война и мир», который показывался во многих странах мира 2 года назад, сделал город на Неве местом паломничества поклонников фильма. Несмотря на то, что значительная часть съёмок этой киноленты проходила в Литве, в Северной столице создали подробный маршрут по местам съёмок киносаги.

Автобусный 4-х часовой маршрут по местам съёмок британской версии бессмертного произведения Льва Толстого начинается у Мало-Конюшенного моста в центре города и завершается в музее-усадьбе Г.Державина. Экскурсия включает в себя посещение Зимнего и Юсуповского дворцов, Государственного Русского музея, Михайловского замка, достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга.

Но увы, чаще всего экстерьеры и интерьеры Петербурга иностранные киногрупппы «снимают» где угодно, только не в самом российском городе. Как это ни обидно и ни удивительно, но обычно Петербург в зарубежном кино «играют» Прага и Будапешт.

Кинокомиссии – это связующее звено между кинобизнесом и местными администрациями

Россия сегодня продвигается на международный рынок кинотуризма медленно, но серьёзные подвижки в организационной сфере уже есть. В нашей стране работает организация «Русский офис кинокомиссий»;  кроме того, в 12 регионах РФ организованы и местные кинокомиссии.

Как поясняет генеральный директор организации «Русский офис кинокомиссий» Валерий Купеев,  «кинокомиссии – это связующее звено между кинобизнесом и местными администрациями». В функционал кинокомиссий входит задача подбора  для «киношников» «контента по месту съёмки», помощь в организации кинопроцесса непосредственно на месте, решение административных вопросов. Активнее всего в этом направлении действует Калининградская область: в бюджете этого региона есть даже специальная строка расходов, связанная с деятельностью кинокомиссии.

А вот Санкт-Петербург пока такой организации не имеет, впрочем, Комитет по развитию туризма обещает ситуацию исправить уже в 2019 году. По словам Валерия Купеева, отрадно, что кинокомиссии в регионах стали воспринимать более правильно, понимая важность их работы. «Кино – это soft power, которая развивает имидж страны. С другой стороны,  это бизнес, ведь приезжая в регион, киногруппа оставляет там деньги. Проживает в отеле, арендует технику, пользуется целым рядом услуг», – говорит эксперт.

Выбор региона местом для съёмок фильмов может означать компенсацию 20% затрат на кинопроизводство

Как поясняет Валерий Купреев, в России есть большое разнообразие локаций. «У нас создана очень качественная и развитая инфраструктура в плане кинопроизводства, она точно хуже, чем у стран-конкурентов. У нас есть и развитая инфраструктура в целом. Ещё один плюс съёмок в России — низкая стоимость производства фильмов в силу разницы курса валют, стоимости услуг», – говорит он.

Отвечая на вопрос корреспондента о том, готовы ли кинокомиссии при участии деятелей киноиндустрии и регионов инициировать закон о стимулировании кинопроизводства в России, в том числе, за счёт налоговых льгот, г-н Купреев сказал, что работа в данном направлении ведётся.

«Сегодня есть большое недопонимание, что такое возвраты или рибейты в кинопроизводстве. Речь идёт о компенсации части затрат на кинопроизводство компаниям, которые выбрали регион местом для съёмок фильмов. Например, в Чехии кинопроизводитель может рассчитывать на компенсацию 20% затрат на кинопроизводство. Подобная практика может быть внедрена и у нас, но сначала нам нужно создать правильные условия. Скорее всего, развитие российского опыта на 1м этапе будет так или иначе основываться на иностранной практике», – говорит глава «Русского офиса кинокомиссий».

Главное, как подчеркивает эксперт, это то, что «России есть куда развиваться и что показать профессионалам кинобизнеса».

«Если через 3 года после проведения Синепозиума мы будем иметь 5 реальных крупных кинопроектов, бюджет которых начинается от 70 миллионов долларов США и выше, это будет успех. В рамках этих бюджетов реальные расходы на съёмки в России могут составить 20-30 миллионов долларов США. Это хорошие суммы», – резюмирует Валерий Купреев.

Промо-туры для участников и гостей Cineposium поможет в стратегии развития туристической отрасли

Отметим, что Минэкономразвития РФ подготовило дорожную карту стратегии развития туристической отрасли на ближайшие 6 лет. Впервые в этой стратегии идёт речь о продвижении российского туризма через кино и анимацию, как наиболее актуальные и работающие инструменты, которые прежде в нашей стране как-то не использовались.

Как говорят эксперты, это новое стратегическое видение поможет провести Cineposium на высоком уровне и показать иностранным кинопродюсерам все возможности кинопроцесса в России. В частности, Санкт-Петербург уже разрабатывает промо-туры для участников и гостей этого отраслевого мероприятия; насыщенной будет и деловая программа, в рамках которой запланированы воркшопы и рабочие сессии.

Как ожидается, ряд программных документов, связанных с развитием кинотуризма в РФ, будет подписан на Петербургском экономическом форуме.

Источник