Проблемой коммунального транспорта в Вятке занимались еще до Первой мировой войны. В 1908 году в городскую думу впервые поступило предложение о строительстве в городе конки, но оно было отклонено. В 1909-1910 годах по Вятке курсировали омнибусы (нечто вроде конного автобуса), но проект быстро закрылся из-за банкротства владелицы. В мае 1914 года к вопросу о транспортных перевозках вернулись, и даже решили-таки строить трамвайные пути (которых в Кирове нет и по сей день), однако начавшаяся вскоре Первая мировая война разрушила эти планы. Последовавшая за ней революция и смена режима в стране тоже сместили приоритеты на несколько лет вперед.

Но в 20-ых годах возможностью запуска общественного транспорта в Вятке заинтересовались снова. Если до Первой мировой наиболее ходовым городским транспортом по всему миру был конный либо электрический трамвай, то к этому времени во многих странах мира уже было налажено производство автобусов. Их запуск, несомненно, выглядел дешевле, ведь они требовали минимальной инфраструктуры.

В 1927 году город Вятка получил два первых автобуса из Вологды. Предназначались они, правда, для перевозки не только пассажиров, но и почты, а подведомственны были как раз Вятской почтово-телеграфной конторе. Впрочем, учреждение приняло решение не жадничать, и в октябре того же года в местной прессе появилась заметка, что свободный транспорт будет заниматься пассажирскими перевозками. Проблема, конечно, заключалась в том, что о регулярности не могло быть и речи, но до появления центрального таксопарка оставалось еще очень долго, потому даже такой не самый удобный способ перемещения по городу оставался безальтернативным. При стоимости проезда в 15 копеек от остановки до остановки новые автобусы, работая нерегулярно, за полторы недели принесли свыше 800 рублей чистой прибыли.

Однако к зиме эти автобусы из города исчезли. В марте следующего года губернский исполком Вятки пришел к выводу, что автобусное сообщение городу все-таки нужно, и организовать его должна все та же структура – почтово-телеграфная контора. Уже в мае 1928 года в город прибыл первый сугубо пассажирский автобус, собранный в Москве. Он был предназначен для маршрута Вятка – Слободское, который и по сегодняшний день курсирует под номером 102. Впрочем, первые две недели автобус простаивал из-за дикого бездорожья, и в дальнейшем по той же причине курсировал не всегда стабильно. Экземпляр был своеобразным – на семь пассажиров, с фанерными стенами и потолком, но начало было положено.