Компания «РТ-Транском», которая входит в госкорпорацию «Ростех», готова обеспечить перевод российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования билетов, следует из сообщения пресс-службы корпорации. 

 

Необходимость перехода, на самом деле, возникла не сегодня. Про желательность минграции авиакомпаний на ПО отечественной разработки регуляторы рынка говорили уже довольно давно. В 2019 вышло постановление правительства № 955, согласно которому системы бронирования должны быть локализованы в России. Но на тот момент игрокам было выгоднее сотрудничать с зарубежными системами, более современными и многофункциональными. Теперь, когда конъюнктура рынка по понятным причинам резко изменилась, и перевозчики оперативно включились в процесс.

 

Напомним, что около месяца назад об отказе от сотрудничества с российскими перевозчиками заявили популярные на рынке системы бронирования Sabre и Amadeus. 

 

«Мы соблюдаем и будем соблюдать санкции, введенные против России. Sabre расторгла дистрибьюторское соглашение с Аэрофлотом, удалив его контент из нашей GDS», – сказал тогда генеральный директор Sabre Шон Менке (Sean Menke). 

«Мы можем подтвердить, что приступили к реализации мер по прекращению дистрибуции тарифов авиакомпании «Аэрофлот» в наших системах», – сообщили и в компании Amadeus.

 

«Переход авиакомпаний на отечественное программное обеспечение призван обеспечить достаточный уровень устойчивости систем бронирования и защиты данных. Разговор об этом идет несколько лет, но только сейчас многие участники рынка начинают понимать всю серьезность проблемы. Использование зарубежных систем сейчас является небезопасным. Это может привести к утечкам чувствительной информации, сбоям и коллапсу отрасли пассажирских авиаперевозок», – считает заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров. 

ПЕРЕХОД НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПО ДОЛЖЕН ЗАВЕРШИТЬСЯ В ОКТЯБРЕ

Фактически, на рынке сейчас есть два основных варианта отечественных систем бронирования полного цикла. 

 

Ростех работает над своим вариантом в партнерстве с «Сирена-Трэвел» – российским разработчиком системы бронирования билетов, которая теперь называется Leonardo. Но Ростех – не единственный игрок на рынке. Обеспечивать подобный функционал может и Национальная система бронирования ТАИС компании АО «ОРС». Обе уже опробованы перевозчиками в деле.

 

По оценкам специалистов авиарынка, на две упомянутые отечественные системы бронирования до санкционного кризиса приходилось не более 40% от общего числа бронирований у российских перевозчиков – причем в соотношении 4/1 в пользу «Сирены-тревел». Теперь доля российских систем, без сомнения, будет расти, а пропорция, вероятно, может меняться.

 

Каждая из российских систем, помимо базовой версии, рассчитанной на плановый переход авиакомпании от зарубежных аналогов, имеет и резервную – для экстренного подключения и обеспечения стабильной работы отрасли в случае эксцессов. Резервную версию можно задействовать в срок до 24 часов, если что-то внезапно пойдет не так с теми системами, на которых перевозчики работают сейчас. 

 

Сейчас обе российские системы, особенно их резервные версии, продолжают тестироваться у перевозчиков. Переход на отечественное ПО должен завершиться к концу октября 2022 года, согласно вышеупомянутому постановлению правительства. 

 

Эксперты отмечают, что определенные сложности могут возникнуть в способности российских систем обрабатывать большие объемы данных – если на «Сирене-тревел» в 2021 году, по независимой оценке, было произведено порядка 30-35 млн бронирований, а в этом году согласно поручениям президента перевозчики должны стремиться обслужить минимум 100 млн пассажиров, значит нагрузка на каждую отечественную систему бронирования вырастет в среднем 3 раза. 

 

Как с этими технологическими вызовами справятся Ростех и другие отечественные разработчики – увидим в октябре. 

В ЛИДЕРАХ ДИСТРИБУЦИИ ПРЯМЫЕ КАНАЛЫ

Что касается непосредственно бронирования и продажи авиабилетов агентами, то уход Sabre и Amadeus, как ни парадоксально, не так страшен. В последние годы многие ведущие российские (и не только, это общемировая тенденция) перевозчики начали выстраивать прямые каналы дистрибуции по относительно новому, появившемуся несколько лет назад, протоколу NDC. 

 

Российские авиакомпании делали это преимущественно с помощью российских провайдеров. Поэтому решение западных партнеров по отключению продажи через GDS не сильно повлияло на их объемы продаж. Особенно учитывая, что сейчас международных перевозок мало и, соответственно, продаж билетов на эти рейсы тоже мало.

 

В отечественных системах все решения по бронированию билетов, электронной коммерции, обслуживанию и регистрации пассажиров в аэропортах также доступны авиакомпаниям бесшовно – подключить их не составит большого труда.

 

«С большой долей вероятности конечный потребитель, турист, вообще не увидит разницы в процессе бронирования авиабилета после перехода перевозчиков к отечественным системам, как не видит он его с тем же NDC», – говорит генеральный директор АО «ОРС» Александр Сизинцев. 

АВИАКОМПАНИИ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТАТЬ НА ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕНТОРНЫХ СИСТЕМАХ

Важно учитывать, что когда разговор идет об «уходе из России Sabre и Amadeus», подразумевается только дистрибуция авиабилетов. Компании отказались продавать через свои каналы билеты на рейсы некоторых российских авиакомпаний. Но продажа авиабилетов – только малая, «надводная часть айсберга» системы бронирования. 

 

«Под водой», скрытыми от глаз путешественника, остается мощная IT-инфраструктура, которую специалисты называют «сердцем» или «кровеносной системой» перевозчика. Это инвенторные системы, в которых, собственно, хранятся все данные о рейсах и местах на них, производятся все внутренние процедуры, связанные с бронированием, обменом, возвратом авиабилетов и многими другими процессами. Так вот эти «подводные части айсберга» от «санкционных» решений Sabre и Amadeus пока еще не пострадали.

 

Но, как считают практически все опрошенные «Вестником АТОР» эксперты рынка, в нынешних условиях надежды на западных партнеров мало: завтра они могут заблокировать российским авиакомпаниям и инвенторные системы тоже.

 

Поэтому речь сейчас идет о том, чтобы перевести на отечественное программное обеспечение не только продажу билетов, но и само ядро систем бронирования, то есть обеспечить своими силами полный цикл обработки данных, связанных с бронированием билетов и посадкой пассажира на рейс.

 

На фоне масштабных изменений разработчики систем также отмечают и другие тенденции рынка, которые также учитываются при разработке и совершенствовании российского авиационного ПО. 

 

Так например, глубоким изменениям подверглись чартерные инвенторные системы. Если раньше они были значительно проще, чем предназначенные для бронирования регулярных рейсов, то сегодня требуют почти аналогичного функционала.

 

«Мы наблюдаем тенденцию, при которой чартерные хосты расширяют функционал и полностью интегрируются в авиационную среду: через них возможна продажа допуслуг таких как выбор места в самолете, дополнительный багаж и так далее», – говорит г-н Сизинцев ил АО «ОРС». Эти изменения ложатся в общую канву развития рынка.  

ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕРЕМЕН, НО РИСКИ ОСТАЮТСЯ

Эксперты рынка ожидают, что сотрудничество с российскими производителями ПО будет дешевле для авиаперевозчиков: платить им нужно в рублях, поэтому изменчивый курс иностранной валюты не будет приводить к росту стоимости программного обеспечения для авиакомпаний.

 

Более того, специалисты говорят, что, несмотря на тяжелую ситуацию на рынке, именно сейчас самое подходящее время для миграции российских перевозчиков в отечественные системы бронирования – зарубежных вылетов мало, а необходимости интегрироваться с международными альянсами на данный момент и вовсе нет. Поэтому сейчас пора самая подходящая для подобного рода экспериментов.

 

Однако проблемы могут начаться как раз по мере возвращения на международные рынки – как отечественные системы будут взаимодействовать с зарубежными в рамках интерлайн-соглашений, например, пока понимания нет.

 

Кроме того, есть риски и на внутреннем рынке. Часть опрошенных специалистов опасается возникновения монополии. Если одна из двух систем займет доминирующее положение, это может привести к типичным проблемам монополизма, например в виде постоянно растущей стоимости услуги. Поэтому «играть по новым правилам» и работать на российском софте рынок, в принципе, не против, но наличие возможности выбора «отечественного софта» остается очень важным для будущего развития.

 

Екатерина Тропова

Фото pixabay.com

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России — вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

Источник