СЛУЧИЛСЯ ЛЮКСЕМБУРГ

В последний день мая Оперштаб объявил о возобновлении на взаимной основе регулярного авиасообщения с 8 странами (Австрия, Венгрия, Марокко, Люксембург, Ливан, Хорватия, Маврикий), чартере в Албанию и об увеличении количества рейсов в Грецию и Египет.

Комментируя это решение, эксперты туристического рынка не скрывали разочарования: это не те направления и не те объемы перевозки, которые помогут поднять туристический сезон и исполнить обязательства туроператоров перед туристами по несостоявшимся из-за пандемии турам в 2020 году.

«В этом списке нет тех стран, открытия которых так ждут наши туристы, и которые уже заявили о готовности принимать россиян. Это Кипр, Тунис, Болгария, Черногория. Вызывает массу вопросов сохраненный лимит по перевозке в Грецию и молчание по срокам возобновления рейсов на курорты Египта. Решением Оперштаба очень удивлены и туроператоры, и туристы», – прокомментировали в одной из туроператорских компаний.

Представители другого туроператора были более категоричны. «Осенью мы будем иметь неотдохнувших, нервных, задерганных ожиданиями и переносами дат туров клиентов», – сообщили в компании.

В неофициальной беседе один из топ-менеджеров отметил, что если бы была понятна логика решений Оперштаба, например, система «светофора», как это действует в Великобритании, то вопросов возникало бы меньше, и, возможно, «не случился бы Люксембург».  

«Как, например, в списке вместо Кипра, принимавшего до миллиона туристов в год, оказался Люксембург, на ночевку в котором наши туристы даже не останавливались, не может не удивлять. Восстановление авиасообщения с Люксембургом – это как краткий пересказ текущей ситуации. Вроде все открывается, а лететь некуда. Нас нигде не принимают», – резюмировал он.

КУДА ПРЯМЫХ РЕЙСОВ НЕ ЖДУТ

Появление в списке Люксембурга очень удивило представителей турбизнеса. Это европейское направление никогда не было самостоятельно представлено на российском рынке.

Как напомнили специалисты туроператора «Русский Экспресс», в допандемийные времена туристы посещали Люксембург в рамках однодневной экскурсии из Амстердама или Брюсселя.

«Сегодня въезд в Люксембург возможен лишь для путешественников «особой» категории. Въезд в ЕС и Шенгенскую зону для туристов из России закрыт», – подчеркнули представители «Русского Экспресса».

Эксперты также подчеркивают, что пассажирские коммерческие рейсы в аэропорт Люксембурга не осуществлялись из России в последние 20 лет. В основном в это государство летают грузовые рейсы, которые не прерывались и в пандемию.

В том, что найдется перевозчик, который поставит рейсы в Люксембург, участники рынка сомневаются. К тому же в эту страну Шенгенской зоны нужна виза, а визы Люксембург не выдает.

АЛБАНИЯ МОЖЕТ ВЫСТРЕЛИТЬ

Одним из решений Оперштаба стала чартерная перевозка в Албанию. Власти разрешили всего один чартерный рейс в неделю из Москвы в Тирану. Наблюдатели напоминают, что регулярного авиасообщения между столицами двух государств нет более 10 лет. Два года назад чартерную цепочку в Албанию ставил туроператор TUI Россия, и отклики по ней были хорошими.

К плюсам направления специалисты относят его безвизовость и доступность. К минусам – малоизвестность на российском рынке. Однако в том, что при текущем лимите на выездных направлениях борт в Албанию, которая к тому же не требует при въезде ПЦР-теста, будет загружен, эксперты не сомневаются.

ЗАГРЕБ КАК НАДЕЖДА

По мнению участников туристического рынка, открытие двух рейсов из Москвы в Загреб не обеспечит Хорватии привычного турпотока из России, тем более что столица балканского государства удалена от курортов. Скорее, открытие регулярных рейсов по хорватскому направлению оценивается как первый шаг к полноценному восстановлению перелетов на популярные курорты этой страны – Пулу, Сплит, Дубровник.

«Хорватия открыта для россиян, и в первую очередь в эту страну поедут те, у кого там есть недвижимость и вид на жительство. Чтобы добраться до курортов, туристам из Загреба потребует еще один внутренний перелет. С учетом этого и в целом квотированной перевозки говорить о массовом турпотоке по направлению преждевременно», – подчеркивает глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.

По мнению специалистов «Русского Экспресса», Загреб может использоваться и как доступное направление для тех, кто хочет попасть в Словению, например, на оздоровительный отдых. В туроператорской компании привели в пример курорт Рогашка Слатина, который в доковидные времена пользовался спросом у россиян. Однако пока Словения российских туристов не принимает.

РАБАТ ПО-ТИХОМУ ЗАМЕНИЛИ НА КАСАБЛАНКУ

Спустя сутки произошли метаморфозы на марокканском направлении. Первоначально Оперштаб объявил о запуске двух рейсов в неделю из Москвы в Рабат.

«Столица Марокко находится в приличном удалении от основных курортов североафриканского государства, поэтому эта перевозка интересна лишь единицам. Туристам, ищущим пляжный отдых, нужны рейсы в Агадир», – сообщили представители ANEX Tour.

 В качестве примера того, как долгий трансфер на курорты снижает спрос на направление, в ANEX Tour приводят перелеты в Каир. Несмотря на расширение перевозки в Каир, полетные программы из Москвы и регионов не дают Египту такого турпотока, как прямые перелеты в туристические пункты назначения.

По информации источников «Вестника АТОР», появление в списке Оперштаба рейсов в Рабат очень удивило и марокканскую сторону. Высокопоставленные дипломаты Посольства Марокко в России по своим каналам сообщили российским компетентным ведомствам, что «Рабат не взлетит». Видимо, аргументы иностранной стороны услышали. По состоянию на 1 июня из сообщения Оперштаба, опубликованном на сайте кабмина РФ, Рабат исчез. Его заменили на Касабланку. Так что теперь это два рейса в неделю из Москвы в Касабланку.

По мнению экспертов туроператора ICS Travel Group, Марокко не самое массовое направление, однако в Касабланке есть свои курортные зоны. Поэтому в условиях дефицита моря россияне поедут и на марокканские пляжи. «Пляжный отдых в Марокко ограничен сезонностью. Это июнь – август. Атлантика не самое теплое курортное направление», – поясняют в ICS Travel Group.

ГРЕЦИЯ ДОСТОЙНА БОЛЬШЕГО

По мнению туроператоров, добавлением двух рейсов на маршруте Москва – Афины практически не изменить картину спроса на греческом направлении. Из-за высокой стоимости авиабилетов (от 250 тыс. р. на троих во второй половине июня) греческие курорты остаются недоступными для большинства россиян.

«Любое увеличение количества рейсов идет на пользу. Однако в текущей ситуации добавление двух рейсов не спасает. В силу ограниченного количества мест цены на авиаперевозку в Грецию очень высокие. Для массового туризма это абсолютно не подходящий вариант. По таким ценам может летать только премиум-сегмент», – отмечает глава туроператора «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди.

«Дополнительные рейсы в Афины на стартовом этапе позволят несколько снизить цену авиаперелета, но, к сожалению, возможность россиян отдохнуть на курортах Греции не увеличат. Возможно, данное направление будет активнее использоваться для стыковки в случае транзитного путешествия в другие страны», – полагают представители TEZ TOUR.

«Большая часть рынка ожидает возобновления полетной программы на греческие острова, что позволит расширить вариативность туров и снизить цены на перевозку», – сообщили в ICS Travel Group.

В «Русском Экспрессе» добавляют, что определенная аудитория туристов попробует использовать Афины для пересадки на другие курорты Греции. Однако и этот вариант не обеспечит заметного турпотока, к тому же перелеты с пересадкой не так популярны среди россиян, особенно путешествующих с детьми.

«Добавление рейсов в Грецию без открытия островных направлений и чартерных перелетов по-прежнему непонятно. То же самое с рейсами в Каир. Туротрасли сейчас нужны массовые направления и объемы. Нужен спасительный глоток воздуха, а его нет», – заключает Артур Мурадян.

Источники «Вестника АТОР» сообщают, что решение Оперштаба вызвало, мягко говоря, недоумение у греческих властей, которые много раз заявляли, что сделали все возможное для безопасного приема и отдыха россиян.

Как полагают наблюдатели, возможно два варианта развития событий: либо это скорейшие переговоры и все-таки возвращение к полноценному авиасообщению, либо ситуация затянется до осени, и сезон на греческом направлении будет потерян.

ТУРИСТИЧЕСКОМУ РЫНКУ НУЖНЫ ЕМКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Несмотря на минорные оценки турбизнеса, в открытии новых направлений, безусловно, есть и плюсы. Как отмечает вице-президент АТОР Дмитрий Горин, появление в списке разрешенных новых стран, пусть и с квотированной перевозкой, позволит авиакомпаниям организовать грузопассажирские рейсы. Эксперт приводит пример ОЭА, где на начальном этапе было возможно всего несколько рейсов, цены на которые зашкаливали. Однако потом перевозчики поставили грузопассажирские рейсы, и ситуация с дефицитом мест сошла на нет.

Как считает генеральный директор PEGAS Touristik Анна Подгорная, сейчас рынку нужны емкие направления с большим количеством объектов размещения разной звездности на побережье теплого моря.

«Это Турция, Тунис, Египет, Кипр и Греция, куда могут летать как регулярные рейсы, так и чартеры. Турпродукты на этих направлениях имеют хорошее соотношение цена – качество и непродолжительное время перелета. Это возможность организовать семейный отдых и, что важно, прекрасный отдых для детей, с соблюдением всех мер санитарной безопасности», – сообщила г-жа Подгорная.

Елена Мягкова

Фотография предоставлена Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

Источник