Внутренние и субсидируемые рейсы могут стать дороже для россиян

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ФАП

Через таксу ZZ ТКП взимает плату за оформление договора авиаперевозки на «нейтральном» электронном билете. Сейчас размер таксы ZZ составляет 185 р. Авиакомпании также реализуют билеты на собственных бланках, а также бланках BSP. В данных случаях никаких такс не применяется. В случае реализации билетов через агентов, агентский сбор указывается за рамками тарифа. В то же время такса ТКП на бланке палаты включена в тариф.

В ФАП-82, регламентирующих общие правила перевозки, Минтранс дополняет определение «провозная плата» словами «стоимость перевозки». Теперь за перевозку авиакомпания и ее агент смогут взимать не только провозную плату, в которую включаются расходы на предоставление услуги перевозки, но и ее стоимость.

В ФАП-155, регламентирующих тарифообразование, Минтранс предлагает исключить из пассажирского тарифа расходы перевозчика на оформление собственных перевозочных документов и расходы организаций, обеспечивающих взаиморасчеты, за выполнение ими переданных авиакомпанией обязанностей по удостоверению договоров перевозки электронными билетами. Электронные билеты организация (ТКП) выпускает по договору с перевозчиком.

ЗАЧЕМ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ТАКСУ

В ТКП не разделяют мнения о том, что легализация таксы может привести к удорожанию авиабилетов, ссылаясь на то, что она взимается уже 20 лет, и потребитель не заметит никаких изменений. Эксперты же опасаются, что в дальнейшем ее размер может расти. Так, только за последние пять лет такса выросла в три раза: с 60 р. до 125 р., а затем – до нынешних 185 р.

Интересно, что такса ZZ применяется абсолютно для всех билетов, реализуемых на бланках ТКП. В том числе и на субсидируемых рейсах, на которых взимание сборов в принципе запрещено. Участники рынка называют это одной из причин, по которой ТКП озаботилась поправками в ФАП.

«Своими действиями ТКП фактически признала, что взимание таксы ZZ является неправомерным. Если возможность включения таксы в тариф будет закреплена в ФАП, ТКП сможет взимать ее на любых рейсах на законных основаниях», – рассуждает один из экспертов.

Удорожание коснется в наибольшей степени бюджетной перевозки. Основными клиентами ТКП являются небольшие авиакомпании. Так, например, в продажах «ЮТэйр» бланки ТКП составляют до 99%. Для сравнения, у «Аэрофлота» – всего 3%, а у S7 Airlines – всего 6%. Через ТКП также работают Nord Star, «Якутия», «Руслайн», «Ираэро», «Газпромавиа», «Северсталь», «Ижавиа», «Красавиа». Эти перевозчики выполняют бюджетные региональные (в том числе, субсидируемые) рейсы, а значит, именно их в первую очередь коснется удорожание тарифов. В тарифе по некоторым субсидируемым рейсам доля таксы ZZ уже сейчас превышает 5,5%.

Еще одна причина инициативы ТКП – желание удержать свои позиции на рынке, сохранив прибыльность компании. Если ранее доля ТКП составляла не менее 35%, с развитием собственных каналов продаж авиакомпаний и появлением BSP (создан IATA), она сократилась до 16% (по итогам 2018 г.). Со временем ТКП стала расширять сферу своей деятельности. Сейчас ТКП – это не только нейтральная система расчетов между авиакомпанией и агентом. Палата начала развивать субагентскую сеть, в том числе, в регионах, где субагенты получают с таксы возвратный бонус.

В Минтрансе не комментируют возможные поправки в ФАП. Источник газеты «КоммерсантЪ» в министерстве сообщил, что чиновники опасаются, что поправки могут привести к росту стоимости билетов. Аналогичные опасения высказали в Ростуризме.

Принятие поправки в ФАП кардинально расходится с нынешней политикой власти сдержать рост цен на авиабилеты. Так, например, такса может полностью нивелировать эффект от обнуления НДС для внутренних рейсов, выполняемых, минуя московский авиаузел, считают опрошенные эксперты авиаотрасли.

Стоит отметить, что в ФАП, вероятнее всего, не будет оговорено, что таксу может включать в тариф только ТКП. Эксперты не исключают, что на авиарынке со временем может появиться другой игрок, который тоже сможет включать подобную таксу в тариф как плату за его услуги.

Стоит отметить, что ТКП является частной компанией. Как пишет «КоммерсантЪ», ссылаясь на данные базы СПАРК, на данный момент 73% ТКП принадлежат трем структурам, которые контролирует семья экс-гендиректора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова (скончался в 2015 году) и его партнер Сулейман Ибрагимов.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

Источник