Объявление о том, что Петербург по итогам тендера получил право на проведение AFCI Cineposium, практически совпало с мировой премьерой финального сезона  «Игры престолов».  На протяжении  10 лет съемки саги проходили Испании, Исландии, Хорватии, Северной Ирландии, Марокко и других странах,  где посещаемость локаций, которые «сыграли» в эпизодах шоу, выросла многократно. Только в одной Хорватии по местам съемок сериала создано пять  туристических маршрутов.   

Другой пример: серия фильмов про Гарри Поттера помогла увеличить посещаемость всех задействованных в съемках локаций в Великобритании на 50%.  Количество посетителей национального парка Сиднея, который «засветился» в  боевике «Миссия невыполнима -2», увеличилось на 200%. Исторический блокбастер «Троя» принес турецкому Чанаккале  73%-ный рост турпотока.

Россия в этом глобальном рынке кинотуризма сейчас практически не участвует.  Как оказалось, многие кинопросюдеры даже не знают, что в российских городах есть возможность съемок в павильонах,  есть разнообразие природных ландшафтов и исторических локаций,  а главное, что снимать кино в России – дешевле.  

ПЕРВЫЙ ШАГ К КИНОТУРИЗМУ

Донести всю эту информацию до кинопрофессионалов всего мира призван Синепозиум Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI Cineposium), который пройдет в Санкт-Петербурге с  9 по 13 сентября 2019 года. Для понимания: предыдущие симпозиумы проходили в таких городах с киноисторией как Лос-Анджелес, Атланта, Барселона и Нью-Йорк. 

Как рассказал на пресс-конференции председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Панкевич, в город на Неве осенью приедут представители киноиндустрии из более чем 50 стран мира. Это члены национальных кинокомиссий и продюсерских организаций, таких компаний, как Marvel Studios, The Walt Disney Studios, Netflix, HBO, Lionsgate, Warner Brothers, Youtube и др. 

В Петербург осенью приедут представители киноиндустрии из более чем 50 стран мира, в т.ч. такие компании, как Marvel Studios, The Walt Disney Studios, Netflix, HBO, Lionsgate, Warner Brothers, Youtube и др. 

«Эти профессионалы будут говорить о том, где и как снимать кино, как выбирать кинолокации, как совмещать кинобизнес и туризм. Петербург может занять на этом рынке свое место, поскольку у нас много исторических и тематических локаций, мы можем  выступать конгресс-площадкой для обсуждения этих процессов, и, наконец, мы можем придумать под кино правильный тематический продукт», — отметил г-н Панкевич.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЦЕНЫ СНИМАЮТ В ПРАГЕ И БУДАПЕШТЕ

На самом деле, у Петербурга есть небольшой опыт кинотуризма:  сериал BBC «Война и мир», который показывался во многих странах мира два года назад,  сделал город на Неве местом паломничества поклонников фильма. Несмотря на то, что значительная часть съемок этой киноленты проходила в Литве, в Северной столице создали подробный маршрут по местам съемок киносаги.

Автобусный 4-х часовой маршрут по местам съемок британской версии бессмертного произведения Льва Толстого начинается у Мало-Конюшенного моста в центре города и завершается в музее-усадьбе Г. Державина. Экскурсия включает в себя посещение Зимнего и Юсуповского дворцов, Государственного Русского музея, Михайловского замка, достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга.

Как это ни обидно и ни удивительно, но обычно Петербург в зарубежном кино «играют» Прага и Будапешт.

Но увы, чаще всего экстерьеры и интерьеры Петербурга иностранные киногрупппы «снимают» где угодно, только не в самом российском городе. Как это ни обидно и ни удивительно, но обычно Петербург в зарубежном кино «играют» Прага и Будапешт.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ КИНОКОМИССИИ

Россия сегодня продвигается на международный рынок кинотуризма медленно, но серьезные подвижки в организационной сфере уже есть. В нашей стране работает организация «Русский офис кинокомиссий»;  кроме того, в 12 регионах РФ организованы и местные кинокомиссии.

Как поясняет генеральный директор организации «Русский офис кинокомиссий» Валерий Купеев,  «кинокомиссии – это связующее звено между кинобизнесом и местными администрациями».  В функционал кинокомиссий входит задача подбора  для «киношников» «контента по месту съемки»,  помощь в организации кинопроцесса непосредственно на месте, решение административных вопросов. Активнее всего в этом направлении действует Калининградская область: в бюджете этого региона есть даже специальная строка расходов, связанная с деятельностью кинокомиссии.

Активнее всего в плане поддержки кинокомиссий пока действует Калининградская область: в бюджете этого региона есть даже специальная строка расходов, связанная с деятельностью кинокомиссии.

А вот Санкт-Петербург пока такой организации не имеет, впрочем, Комитет по развитию туризма обещает ситуацию исправить уже в этом году.  По словам Валерия Купеева, отрадно, что кинокомиссии в регионах стали воспринимать более правильно, понимая важность их работы. «Кино – это soft power, которая развивает имидж страны. С другой стороны,  это бизнес, ведь приезжая в регион, киногруппа оставляет там деньги. Проживает в отеле, арендует технику, пользуется целым рядом услуг», – говорит эксперт.

ПОЧЕМУ СНИМАТЬ КИНО В РОССИИ МОЖНО И НУЖНО

Как поясняет Валерий Купреев, в  России есть большое разнообразие локаций. «У нас создана  очень качественная и развитая инфраструктура  в плане кинопроизводства, она точно не хуже, чем у стран-конкурентов.  У нас есть и развитая  инфраструктура в целом.  Еще один плюс съемок в России — низкая стоимость производства фильмов в силу разницы курса валют, стоимости услуг», – говорит он.

Отвечая на вопрос «Вестника АТОР» о том,  готовы ли кинокомиссии при участии деятелей киноиндустрии и регионов инициировать закон о стимулировании кинопроизводства в России, в том числе, за счет налоговых льгот, г-н Купреев сказал, что работа в данном направлении ведется. 

В Чехии кинопроизводитель может рассчитывать на компенсацию 20% затрат на кинопроизводство. Подобная практика может быть внедрена и в России

«Сегодня есть большое недопонимание,  что такое возвраты или рибейты в кинопроизводстве. Речь  идет о компенсации части затрат на кинопроизводство компаниям, которые выбрали регион местом для съемок фильмов. Например, в Чехии кинопроизводитель может рассчитывать на компенсацию 20% затрат на кинопроизводство. Подобная практика может быть внедрена и у нас, но сначала нам нужно создать правильные условия.  Скорее всего, развитие российского опыта на первом этапе  будет так или иначе основываться на иностранной практике», – говорит глава «Русского офиса кинокомиссий».

Главное, как подчеркивает эксперт, это то, что «России есть куда развиваться и что показать профессионалам кинобизнеса». 

«Если через три года после проведения Синепозиума мы будем иметь пять реальных крупных кинопроектов, бюджет которых начинается от 70 млн. долларов и выше, это будет успех.  В рамках этих бюджетов  реальные расходы на съемки в России могут составить 20-30 млн. долларов.  Это хорошие суммы», – резюмирует Валерий Купреев.

КИНОТУРИЗМ НА ЭКСПОРТ

Отметим, что Минэкономразвития РФ подготовило дорожную карту стратегии развития туристической отрасли на ближайшие шесть лет, где впервые идет речь о продвижении  российского туризма через кино и анимацию, как наиболее актуальным и работающим инструментам, которые прежде в нашей стране никак не использовались.

Как говорят эксперты, это новое стратегическое видение поможет провести Cineposium на высоком уровне и показать иностранным кинопродюсерам все возможности кинопроцесса в России.  В частности, Санкт-Петербург уже разрабатывает промо-туры для участников и гостей этого отраслевого мероприятия;  насыщенной будет и деловая программа, в рамках которой запланированы воркшопы и рабочие сессии.

Как ожидается, ряд программных документов, связанных с развитием кинотуризма в РФ, будет подписан на Петербургском экономическом форуме.

 

.

Источник