Лайнер MS Spitsbergen норвежской компании компании Hurtigruten должен был выйти 29 августа из Тромсё (северная Норвегия) в Мурманск через Землю Франца-Иосифа, архипелаг, на котором есть только российские военные базы. На круизном лайнере планировали отправиться в путешествие 250 пассажиров, заплативших за путевки 6,2 тыс. долларов. Компания предлагает туристам денежные компенсации за несостоявшийся круиз или альтернативные маршруты.

Норвежское издание Klassekampen сообщает, что лайнеру MS Spitsbergen было отказано в выполнении двух круизов – 29 августа и 12 сентября. Компания Hurtigruten, известная своими 12-дневными круизами вдоль норвежского побережья, много лет планировала маршрут совместно с российскими властями. Учитывая, что ранее диалог велся в позитивном ключе, директор по коммуникациям Hurtigruten Энн Марит Бьёрнфлатен назвала это решение «очень удивительным».

Как пишет Forbes со ссылкой на представителей Hurtigruten, причиной отказа российских властей стало проведение в регионе военных учений в период, когда были запланированы круизы.

Представители Hurtigruten говорят, что запланировали еще два полярных круиза, маршруты которых пролегают около Земли Франца-Иосифа, на 2020 год (также на август и сентябрь). Они надеются, что нынешняя отмена из-за военных ограничений будет временной, и круизы 2020 года состоятся.

«Лайнер MS Spitsbergen отвечает требованиям Полярного кодекса и имеет разрешение на работу в этой части Арктики. Несмотря на этот факт, в последнюю минуту российскими властями нам не было предоставлено необходимо окончательное разрешение на плавание к Земле Франца-Иосифа. Hurtigruten вел длительный диалог с российскими властями о планируемых экспедиционных круизах. Их решение в последнюю минуту стало неожиданностью, что еще более удивительно в связи с ранее озвученной стратегией российских властей по привлечению большего количества круизных перевозок и новых операторов в целом – и Hurtigruten в частности – к российским арктическим водам», – прокомментировала Энн Марит Бьёрнфлатен.

РОССИЯ ГОТОВИТ ПРОГРАММУ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КРУИЗОВ В АРКТИКУ

Напомним, что в апреле этого года Минэкономразвития поручило Ростуризму подготовить проект программы развития круизного туризма в Арктической зоне России.

«Программа должна включать предложения по развитию портовой инфраструктуры, созданию маршрутов и программ туристической активности на берегу, продвижению арктического туризма. Круизный туризм повысит интерес к русской Арктике со стороны российских и иностранных туристов и будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию этой территории», – пояснял глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге 9 апреля.

Ранее, 2 апреля, Госдума одобрила в первом чтении законопроект о развитии круизного туризма в Арктике и на Дальнем Востоке. Если закон будет принят, иностранные круизные пассажиры смогут высаживаться на территории портов Арктики. Однако осмотр достопримечательностей будет возможен только на территории тех портов, которые будут занесены в специальный разрешительный список.

«Необходимость такой высадки в некоторых портах и (или) пунктах обусловлена наличием на их территории привлекательных объектов (исторических мест, представляющих ценное мировое историческое наследие освоения Арктики, природных мест с неповторимой флорой и фауной заполярного круга). Посещение таких мест до настоящего времени не было предусмотрено туристическими круизными маршрутами», – говорится в пояснительной записке к документу.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС МАНИТ В ОСНОВНОМ ИНОСТРАНЦЕВ

Заместитель руководителя круизной компании Breeze Line Илья Милитицкий считает, что русская Арктика как турпродукт имеет большой потенциал – но преимущественно как раз на иностранных