В СМИ опубликован законопроект о кодификации неналоговых платежей. Законопроект внесён Минфином РФ. В разделе о местных налогах Налогового кодекса РФ может появиться новый – гостиничный сбор…

Гостиничный сбор, как предполагается, придёт на смену курортному. Напомним, курортный сбор в качестве эксперимента был введён в 4х регионах (Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край) до конца 2022 года. Если поправки в Налоговый кодекс будут приняты, то гостиничный сбор появится с 2023 года и, таким образом, может заменить курортный сбор.

Конкретные предложения и замечания со стороны бизнеса и общественных организаций будут услышаны в Минфине

В Министерстве финансов России в ответ пояснили, что никакие решения ещё не приняты, идёт проработка вопроса. Окончательный перечень неналоговых платежей, которыми целесообразно дополнить Налоговый кодекс, будет определён в ходе диалога с бизнесом и общественными организациями.

«В рамках работы по систематизации неналоговых платежей идёт формирование перечня платежей, которые могут быть предложены для включения в Налоговый кодекс. Минфин подготовил соответствующий проект и опубликовал его на портале для общественного обсуждения. Мы ждём конкретных предложений и замечаний со стороны бизнеса и общественных организаций», – рассказали в министерстве.

Вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулировании ряда неналоговых платежей был поставлен перед правительством РФ РСПП.

«Поэтому мы сейчас детально обсуждаем ход этой работы с бизнес-сообществом и должны совместно принять взвешенное и сбалансированное решение. Систематизация неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер – единая позиция правительства. Ключевая цель этого законопроекта – обеспечить прозрачные и предсказуемые условия ведения бизнеса и не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей», – подчеркнули в Минфине.

При этом при переносе регулирования неналоговых платежей в Налоговый кодекс содержание платежей и их целевое назначение должно измениться. Решение об изменении формы регулирования неналоговых платежей должно приниматься по согласованию с бизнесом, рассказали в Минфине.

Согласно законопроекту Минфина плательщиком сбора станет турист и объект размещения

Основное новшество предлагаемого проекта – изменение плательщика сбора. Так, согласно действующему закону, плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Если законопроект Минфина будет принят, то с 2023 года плательщиком сбора станет турист и объект размещения – «организации и физические лица, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения».

При этом плательщиками сбора будут организации и физические лица, основным видом деятельности которых является организация отдыха и (или) оздоровления детей, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отношении деятельности, подлежащей обложению сбором, а также физические лица, перешедшие на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Максимальная величина сбора – 100 рублей за одного проживающего физического лица в средстве размещения в день

Ставку сбора, согласно проекту закона, смогут устанавливать представительные органы муниципальных образований (а в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – будут приниматься соответствующие законы). При этом устанавливается и максимальная величина сбора – 100 рублей за одного проживающего физического лица в средстве размещения в день.

Допускается установление дифференцированных ставок сбора в зависимости от сезона, категории средства размещения («звездности» отеля), его назначения и (или) местонахождения.

Новый налог приведёт к росту стоимости гостиничных услуг в России на уровне 10-15%

Эксперты видят двоякое влияние предлагаемых норм на ситуацию на рынке. С одной стороны, новый сбор может привести к росту стоимости гостиничных услуг в России на уровне 10-15%.

В то же время, сейчас у муниципалитетов нет средств на развитие инфраструктуры и продвижение себя как туристических направлений. Многие направления, чьей основной статьей дохода является туризм, не имеют в бюджете средств на обновление своей инфраструктуры, и она находится в удручающем состоянии. Дополнительная статья дохода в бюджете может помочь им развивать свой туристический потенциал.

«Все регионы сейчас видят отдачу от туризма, всё очень опосредовано. Введение гостиничного сбора – это возможность понять, что даёт региону туризм, и направить получаемые средства на поддержание инфраструктуры и продвижение региона как туристического направления», – поясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.

По её словам, ключевой вопрос в том, на что именно пойдут деньги. При введении курортного сбора внятный ответ на этот вопрос был.

Гостиничный сбор отпугнёт туристов во всех городах

Туристические сборы и налоги существуют во многих странах и городах мира. Средства, которые поступают в местные бюджеты, расходуются на развитие туризма. Однако в России новый сбор нужно вводить аккуратно, чтобы отпугнуть туристов, полагают в отрасли.

«Во всем мире налог вводится в тех городах, куда уже сформирован турпоток. Было бы правильно в России поступить аналогичным образом, вводя налог в городах, где туристов пока практически нет», – отмечает Майя Ломидзе.

Есть ещё один возможный «подводный камень», который желательно обойти. Дополнительный налог для объектов размещения может дать преимущество «серому» сектору рынка – владельцам частных домов и квартир, которые, в силу некоторых лазеек в законодательстве, могут уклоняться от уплаты гостиничного сбора.

В данном случае необходимо параллельно принять меры, которые бы обеспечили равные условия для всех объектов, фактически принимающих туристов, позволили бы выровнять конкурентные условия для всех сегментов, считают в АТОР.

Источник