«Санкционные» перемены в отрасли туризма и авиации затронули в равной степени все сектора от лоукост-перевозок до бизнес-джетов.

Это беспрецедентный случай: бизнес-авиация, оставаясь в «серой зоне» рынка, не опускала крыльев даже в тяжелые ковидные времена. Сегодня же мы наблюдаем за событиями, которые по праву можно называть эпохальными: пока власти Великобритании инструктируют авиационную отрасль, как идентифицировать русских клиентов, авиационные санкции ЕС запрещают россиянам хели-ски и авиаэкскурсии.

ОТ РЫНКА БИЗНЕС-АВИАЦИИ ОСТАЛАСЬ ПОЛОВИНА

Российская бизнес-авиация просела более чем на половину за первую неделю марта по отношению к последней неделе февраля. По данным консалтинговой компании WINGX, которая предоставляет данные о рынке деловой авиации, российский бизнес-трафик за означенный период составил 677 рейсов, что на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 55% меньше, чем неделей ранее.

Почти половина рейсов за последнюю неделю совершалась внутри страны либо между РФ и Белоруссией, а среди зарубежных направлений вылетов из РФ лидерами стали ОАЭ, Турция и Азербайджан.

По данным издания BizavNews, масштаб российской авиационной отрасли в глобальном масштабе невелик – в Россию поставляется всего 0,5% бизнес-джетов от общемирового объема. Но для европейского рынка российский сегмент всегда был важен: 12% бизнес-джетов, базирующихся в Европе, регулярно совершали перелеты из России или в Россию в 2021 году.

Российскими (по принадлежности, не по производителю, конечно) и в лучшие времена были не более 10% от летающих в стране (и из нее) самолетов бизнес-авиации.

А сейчас крупнейший российский бизнес-оператор «Сириус-Аэро» и вовсе находится на грани приостановки деятельности. Сайт компании не работает, несколько бортов, которые эксплуатировала компания, выставлены на продажу. Несколько других операторов, как говорят участники рынка «с неохотой» летают за границу, поскольку их самолеты выполняют свои задачи внутри России.

КАК СЕЙЧАС ЛЕТАЕТ БИЗНЕС-АВИАЦИЯ

Между тем, бизнес-авиация все же продолжает летать и доступна обеспеченным российским путешественникам. Европейские брокеры и операторы осторожничают сотрудничать с российскими коллегами и пассажирами, но свято место, как известно, пусто не бывает. Освобождающуюся нишу занимают другие.

«Благо, есть еже нейтральные территории: Турция, Сербия, Арабские страны. Их самолеты принимают на борт россиян, они доступны для фрахта», — рассказала владелица брокерской компании Canopus Group Злата Круглова.

Другие представители отрасли говорят, что даже в этом сегменте в кризисной ситуации российский рынок «проявляет смекалку»: в дело уже идет все, что не боится летать за границу.

«Сейчас на рынке есть всего несколько доступных для фрахта «больших» самолетов, которые не боятся вылетать за пределы России. Нам, например, пришлось недавно организовывать рейс под нужды деловой авиации на самолете, который только что привез вахтовиков из северного региона», — рассказывает собеседник «Вестника АТОР».

«Парад запретов и ограничений давят на сегмент бизнес-авиации РФ как никогда сильно и точечно. А ведь еще месяц назад западные партнеры, особенно брокеры, «клялись» в вечной дружбе и преданности. Их место пока занимают операторы с Ближнего Востока, Турции и СНГ. Но и они уже ощущают беспрецедентное давление. На этом фоне российский рынок деловой авиации может сузиться до небольшого локального сегмента с полетами между Москвой, Питером и Сочи», — прогнозирует руководитель проекта BizavNewsДмитрий Петроченко.

Российские владельцы самолетов бизнес-авиации, которые в основном зарегистрированы в Европе, ждут заключения западных властей относительно их лично персоналий и рассматривают возможности переноса инфраструктуры владения судном в альтернативные юрисдикции, которые не присоединяются к санкциям против россиян

В целом ситуацию на рынке специалисты характеризуют как хаос: никто, включая европейские компании, толком не может разобраться, что теперь можно, а чего нельзя.

РОССИЙСКИЕ БИЗНЕС-ДЖЕТЫ ЛОВЯТ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Например, новые авиационные санкции дали транспортным властям Великобритании право задерживать любые российские самолеты, чем те и занялись безотлагательно.

Любой полет или посадка в Соединенном Королевстве аффилированного с россиянами бизнес-джета теперь являются уголовно наказуемым преступлением.

Однако вылов русских пассажиров бизнес-авиации и косвенно принадлежащих россиянам самолетов оказался не таким простым делом ввиду крайне запутанных схем владения бортами. Но местный Минтранс выпустил подробную инструкцию для авиаиндустрии о конкретных пошаговых действиях и полномочиях при обнаружении самолетов, аффилированных с РФ.

В соответствии с документом, «лица, связанные с Россией» определяются как:

  • физическое лицо, объединение или ассоциация лиц, обычно проживающих в России;
  • физическое лицо, либо объединение или ассоциация лиц, находящихся в России;
  • лицо, не являющееся физическим лицом, которое учреждено или создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • лицо, кроме физического лица, имеющее постоянное местопребывание в России.

Документ помечен как строго конфиденциальный, что никак не помешало ему появиться, в том числе, на страницах русскоязычных профильных изданий через сутки после выхода в свет.

Одним из первых попался самолет, «связанный с российским миллиардером», как выразилось агентство Reuters. По данным агентства, этот борт «был связан» с деловым партнером Романа Абрамовича, но сам самолет фактически не имеет отношения к России – он зарегистрирован в Люксембурге.

Министр транспорта Великобритании Грант Шаппс (Grant Shapps) заявил, что самолет задержан в аэропорту Фарнборо и в его отношении проводятся дополнительные расследования. А фактически авиавласти Великобритании ищут, как же юридически доказать, что российский олигарх действительно имеет отношение к самолету.

КАЖДЫЙ ТУРИСТ МОЖЕТ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ОЛИГАРХОМ

Однако напрасно полагать, что ситуация касается исключительно некого узкого круга лиц.

Санкции Великобритании и Евросоюза в том виде, в котором они есть сейчас, в той или иной мере затрагивают абсолютно любого российского путешественника, который может или захочет воспользоваться арендой воздушного судна в Европе, — объясняют знакомые с ситуацией специалисты.

Более того, даже если рейс фрахтует не гражданин России, авиаброкеры на всякий случай опасаются появления на борту россиян в принципе.

Доходит до смешного: ни друг из Великобритании не сможет пригласить российского путешественника присоединиться к авиаэкскурсии над озерами Шотландии, ни любители экстремальных видов спорта не смогут заказать услуги хели-ски, если у них нет альтернативного российскому паспорта.

Согласно букве действующего законодательства, конечно. Хотя по факту ввиду запутанности ограничений даже для тех, кто их инициировал, решения принимаются в каждом случае индивидуально.

При этом ничто (пока) не ограничивает россиян в покупке билетов на регулярные рейсы внутри и между этими странами, а друг из Великобритании по-прежнему может покатать российского туриста на машине.

«Сегодня каждый россиянин имеет возможность почувствовать себя олигархом: санкции в этот раз распространяются на всех в равной степени», — шутят представители рынка деловой авиации.

Екатерина Тропова

Фото: pixabay.com

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России — вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

Источник